От автора сайта.

 

Назад

Человек непосредственно соприкасается с искусством каждый день. И, как водится, не в музеях. С момента рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство.
Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.
Известный художник П.Чистяков утверждал:"Изобразительное искусство….такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать……" Я хотел бы сюда добавить ещё то,что эта наука является философской наукой, так как она ко всему, изучает и рассматривает мировоззренческие вопросы. Дети должны самостоятельно рассуждать и логически правильно думать. В этом им помогает философия. Изобразительное искусство и философия – это две неразделимые науки.
Так что же такое искусство? В чём его значение и роль? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему художники создают свои творения, даже если кажется, что они никому не нужны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы воплотить свой замысел в жизнь?
Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, необходимо обратиться к истории искусств.
Искусство появилось на свет вместе с человечеством и сопровождает человеческое общество на протяжении его исторического пути. Ещё человек каменного века, вооружённый грубыми орудиями, почти беззащитный перед лицом суровой природы, ведущий отчаянную борьбу за своё существование, уже знал искусство. Учёные предполагают, что именно тогда появились музыка и пляски, примитивные игры.
Не от лёгкой жизни, очевидно, отдавал искусству свои силы наш далёкий предок. Вероятно, что какие-то глубокие причины вызвали к жизни искусство, какая-то нужда заставляла людей обращаться к художественному творчеству. Таким образом, искусство никогда не было пустой забавой, лёгким развлечением или средством убить время. Но, иногда, в силу тел или иных причин, сложившихся исторически, искусство превращалось в игрушку для тунеядцев, оно чахло и вырождалось. Не смотря на это, искусство всегда было насущной потребностью, без него буквально невозможна подлинно человеческая жизнь.
Почему же так? Не преувеличивает ли человек значение искусства в жизни людей?
Что нельзя жить без пищи и питья, без жилища, укрывающего от стужи и непогоды знают все. Но почему, спрашивается, нельзя более или менее сносно прожить без искусства? Ведь если человек не будет есть и пить, то он попросту умрёт, а если он не будет ходить в кино или слушать музыку – это никак не грозит его здоровью. Но всё это лишь физическое бытие человека. А как же быть с его духовным миром? Человек, лишённый искусства, будет духовно обеднённым настолько, что это страшно ограничит его личность.
Мы не всегда понимаем, какими богатствами нас наделяет искусство, в какой мере оно формирует наше человеческое существо. Искусство имеет в нашей человеческой жизни, в формировании духовного облика важное значение. Художественные произведения обладают способностью учить нас лучше и глубже понимать окружающий нас мир, самих себя, влияют определённым образом на наши мысли и чувства.
Но какого же рода знаний мы можем требовать от искусства, какие мысли и чувства оно способно в нас возбуждать? При прочтении романа Л.Н.Толстого "Война и мир", мы можем узнать многое о России эпохи Отечественной войны 1812 года. Но ведь подобные знания мы можем получить и другим путём. Из научной литературы мы можем получить более точные и полные знания о каком-либо предмете, чем из соответствующего произведения искусства.
Но никому не придет в голову отказаться от произведений замечательных художников на том лишь основании, что наука может дать более глубокие познания в той или иной области знаний. Значит, между знаниями, которые даёт наука, и знаниями, которые даёт искусство, есть какая-то разница. И наука и искусство одинаково помогает человеческому обществу познавать окружающую нас действительность.
Искусство – это не копия жизни, но её познание. Искусство не терпит равнодушия. Ведь настоящий художник создаёт свои произведения вдохновенно, с душой, а равнодушное безразличие мешает его воспринимать.
Искусство заставляет нас радоваться и плакать, сердиться и ликовать, тревожиться и негодовать, проявлять заботу, ненавидеть, любить, торжествовать. Каждое большое художественное произведение – это открытие, которое обогащает наше понимание мира. Оно даёт нам возможность узнать, пережить и понять что-то новое и важное для нашей жизни, оно делает нас духовно богаче, оно дарует нам настоящую мудрость.
А это значит, что искусство раскрывает нам сущность мира, являясь, как и наука, одной из форм сознания окружающей нас действительности, без чего невозможна человеческая жизнь; невозможно действовать, творить и бороться.

Назад

 

Hosted by uCoz